Вас приветствует муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Литвиновский детский сад Яшкинского муниципального округа"!


Наш сайт, в первую очередь, адресован тем, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии своего ребенка, кто хочет поделиться своим опытом и рассказать о воспитании и обучении дошкольников, кто готов сотрудничать с квалифицированными педагогами.

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека.СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь,но и в жизнь наших детей. Компьютер,телевизор,видики прочно входят в жизнь многих малышей,начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть,его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребёнка. По данным ЮНЕСКО,93% современных детей 3-5 лет смотрят экран 28 часов в неделю,т.е.около 4 часов в день,что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле,ребёнок не пристаёт,ничего не просит,не хулиганит,не подвергается риску и в то же время получает впечатления,узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки,родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения,дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение,чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то,что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал,а то и вовсе выключить телевизор,то малыш смотрит всё подряд. Причём они не просто смотрят телевизионную продукцию,а впитывают и усваивают её. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребёнка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей ещё только складывается,и существенную роль в его формировании играет всё то, что они получают от взрослых,-игры, сказки,совместные занятия,в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи,которые смотрят наши дети,-это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора,как и свободы слова,не могут быть главными ориентирами. Всё,что смотрят и что воспринимают маленькие дети,закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало,дети вместе со взрослыми смотрят всё подряд-рекламу,боевики, ужастики,мыльные оперы и т.п. В настоящее время,когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них-отставание в развитии речи. Как уже было отмечено выше, в последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить,мало и плохо разговаривают,их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.  Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок,сидящий у экрана,постоянно слышат речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница,кто говорит с ребёнком-взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь- это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,непосредственном общении,когда малыш не только слушает чужие слова,но и отвечает другому человеку,когда он сам включен в диалог. Причём включен не только слухом и артикуляцией,но всеми своими действиями,мыслями и чувствами. Для того чтобы ребёнок заговорил,необходимо,чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и,главное,в его общение со взрослыми. Речевые звуки,не обращённые к ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша,не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они  остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглащают телепрограммы,которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков,она  не становится своей. Поэтому дети предпочитают  молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь-лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь-это не только средство общения,но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний,своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление,но и воображение,и переживание, и любое представление-словом,всё, что составляет внутренний мир человека,его душевную жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчёт в своих действиях,мы всегда ведём внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой даёт ту внутреннюю форму,которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась,если внутренней речи нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате-внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги всё чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое,лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно,не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция , которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух-они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения,они не могут удерживать ми связывать их, а в результате не понимают текста в целом,им просто неинтересно,скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт,который отмечают педагоги,-это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок,для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено,что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но,пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты-повышение детскиой жестокости и агрессивности. Поражает не только жестокость,но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно,мальчишки дрались всегда,однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше,при выяснении отношений,драка заканчивалась,как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно,чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание,жалость,помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Так неужели всему виной телевизор? Да,если речь идёт о маленьком ребёнке,не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглащает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,он,безусловно,оказывает мощное формирующее,вернее деформирующее,влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст-период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблён в самом прямом смысле-это то, на чём будет строиться и держаться всё здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривлённый, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно,чем более ранний возрастной период у детей,тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве,когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается,экран несёт серьёзную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности-рисование, конструирование,восприятие и сочинение сказок. И главное-когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т.п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Представлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации,а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

© 2011 - 2024 МБДОУ "Литвиновский детский сад".   Все права на публикуемые материалы защищены.
Все данные размещены на сайте с письменного согласия работников ОУ, а также родителей (законных представителей).