Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности,духовно-нравственного развития,гражданского становления подрастающего поколения.

Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они оказывают своё воспитательное воздействие на ребёнка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребёнка,поэтому основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности,поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни,продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

К.Д.Ушинский писал:"Как нет человека без самолюбия,так нет человека без любви к отечеству,и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека..." Именно поэтому воспитатели нашего ДОУ обратились к нравственным ценностям,к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию. Мы,конечно, с уважением относимся к людям всех национальностей,но считаем,что человек,живущий в России,обязан знать её культуру и историю.

Для успешной работы нужно было создать условия-подготовить педагогические кадры,родителей,наладить работу с социумом. Квалификация педагогов нашего детского сада позволила работать на уровне требований современного дошкольного образования. Характеристика социума показала, что в расположенной рядом школе искусств наши воспитанники могут заниматься в кружках,студиях; кроме того, наш детский сад находится в непосредственной близости от живописного пруда, лесного массива. Характеристика состава родителей показала, что многие из них, служащие или домохозяйки, увлекающиеся литературой и искусством. Родители готовы сотрудничать с педагогами ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.

Педагогический коллектив поставил перед собой следующие цели и задачи:

-обеспечить всестороннее развитие детей;

-воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений;

-пробуждать в детях любовь к родной земле, черты русского национального характера;

-воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и т.д.

Одним из путей решения поставленных задач стало введение новых форм работы с детьми. Основной формой работы осталась специально организованная учебно-игровая деятельность, которая проводится как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации всего педагогического процесса является постороение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям. Оно позволяет объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля (русской народной сказки в младшем возрасте или художественного произведения в более старшем). Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель определяет тематику и содержание работы. Прописываются цепочки интересных событий и алгоритм освоения сказок или художественных произведений. Определённым итогом освоения произведений являются комплексные занятия, в которые включаются драматизации и театрализованные постановки (в них участвуют все дети- кто-то играет роли, кто-то рисует декорации, кто-то участвует в мвссовых сценах - изображают лес,цветы и т.д.). Положительных результатов от проведения таких занятий можно добиться только при сбалансированной работе всех педагогов, знающих возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и хорошо ориентирующихся в системе работы по освоению произведения.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В детском саду работают кружки по обучению народным танцам и хороводам, вокальному и хоровому пению, изодеятельности. Оборудован музей "Русская изба", где дети с удовольствием играют и занимаются.

Огромную роль в решении вышеуказанных задач отводим тесному взаимодействию с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках,где играют роли,читают стихи,участвуют в играх, но и проводят совместно с воспитателем некоторые занятия, обсуждают вопросы воспитания на педагогических советах, родительских собраниях. В уголках для родителей размещаем материал по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

С целью соблюдения системности и последовательности в работе используем программу "Мой родной дом" . Содержание программы систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте:

-"Мой родной дом-семья" (4-й год жизни);

-"Мой родной дом-детский сад" (5-й год жизни);

-"Мой родной дом-край, район, родное село" (6-й год жизни);

-"Мой родной дом-Россия" (7-й год жизни).

Эта программа предусматривает то, что в процессе освоения ребёнком содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе с позиции "Я-человек":

-к себе-я люблю себя, я не могу навредить себе, я свободный человек;

-к другим людям-я люблю людей (детей,взрослых), я живу так, чтоб не навредить окружающим меня людям, сверстникам и взрослым;

-к природе-я люблю природу, я не могу навредить окружающей мне природе, животным,растениям природного мира;

-к окружающему предметному миру и явлениям общественной жизни-я люблю жизнь, я не могу навредить окружающему мне рукотворному миру.

В работе приоритетными являются следующие принципы:

-принцип гуманизации воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность-это личность каждого ребёнка и взрослого,его свобода и достоинство. Гуманизация реально обеспечивает осуществление личностно-ориентированной модели педагогического процесса, которая предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности каждого ребёнка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия-любовь к семье, родному краю и отечеству;

-принцип ненасилия обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создаёт условия для реального эмоционального осмысления ребёнком конкретных ситуаций в быту детского сада, личного восприятия конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому;

-принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента родного края, национальной культуры, быта и традиций. Этот принцип является основой для целостного восприятия мира;

-принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;

-принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций;

-принцип единства мировой и национальной культуры как системообразующее условие приобщения детей к искусству. Знакомя ребят с народным искусством, мы не забываем и о шедеврах авторской культуры;

-принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;

-принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми по следующим направлениям:

-воспитание любви к родному дому: семье, малой родине (краю, селу) и большой Родине - России;

-приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

-развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Воспитатели и родители должны помнить о том, что они должны помочь ребёнку-дошкольнику :

-естественно и ненасильственно "войти" в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

-ввести ребёнка в окружающий его мир , прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;

-научиться видеть, слышать и познавать окружающий мир.