Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устой­чивости к воздействию постоянно ме­няющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием опти­мального развития ребенка.

Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:

— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;

  • закаливающие процедуры разли­чаются как по виду, так и по интен­сивности (силе);
  • закаливание осуществляется на фо­не различной двигательной активности;
  • закаливание проводится на поло­жительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка (нормальная температура воздуха и со­ответствующая одежда);
  • допустимо использование различ­ных сочетаний закаливающих воздейст­вий в зависимости от конкретных усло­вий дошкольных учреждений.

Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписы­вающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздейст­вия. При закаливании дошкольников круглый год максимально должны ис­пользоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счет облегчения одежды, во время переоде­вания ребенка, утренней гимнастики, прогулки и т. п.) является более сла­бым раздражителем, чем вода (облива­ние, обтирание и т. п.), обладающая большей теплоемкостью. Поэтому воз­душные ванны можно проводить дли­тельно, тогда как водные процедуры только кратковременно.

Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреж­дениях является обеспечение комфорт­ных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего све­жий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребен­ка, способствующие поддержанию нор­мального теплового состояния.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается по­стоянным односторонним и периоди­ческим сквозным проветриванием, что создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холод­ный период года сквозное проветривание проводят кратковременно (5—7 ми­нут) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4—5°, и она может опускаться до -(-14—16 °С.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответство­вать гигиеническим нормативам, приведенным в табл. 1.

 

Таблица 1

Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях

Возраст

детей

Суровый

климат

Умеренный

климат

Жаркий

климат

До 3 лет

+23 °С±1°

+ 22 °С+1°

+21 °С±1°

3—4 года

+22 °С±1°

+21 °С±1°

+20 °С±1°

5—7 лет

+21 °С±1°

+ 20 °С+1°

+ 19 °С±1°

При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (май­ка, рубашка или платье) и гольфы (носки).

 

В реальной жизни температура воз­духа не всегда соответствует нормати­вам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с по­мощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды (табл. 2).

 

Таблица 2

Одежда детей в групповых помещениях

Температура

помещения Одежда

+ 23 °С и выше Тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье (рубащка) с корот­кими рукавами, носки, босоножки.

+ 21—22 °С Хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет.

+ 18—20 °С Хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет.

+ 16—17 °С Хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы, туфли (теплые тапочки).

При указанных температурах воздуха проводится постоянное (в отсутствии детей) одностороннее проветривание по­мещений за счет открытых одной или двух фрамуг (в зависимости от погод­ных условий). Для контроля темпера­турного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутрен­ней стене помещения.

 

Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, со­ответствующей температуре воздуха в различных помещениях. В групповых помещениях или спальнях при темпера­туре + 15—16 °С дети должны спать в байковых рубашках с длинным рукавом или пижамах, под теплым одеялом. На отапливаемой веранде при темпера­туре +5—6 °С следует использовать спальные мешки, байковые пижамы, косынки, носки. На неотапливаемых верандах при температуре —10—15° С необходимы спальные мешки плюс теплое одеяло.

В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рука­вом, а в жаркие дни — в одних труси­ках. После укладывания детей спать на 5—7 минут открываются фрамуги

или окна для сквозного проветрива­ния. В течение остального времени сна для поддержания оптимальной темпера­туры воздуха фрамуги или окна остают­ся открытыми с одной стороны; при про­хладной погоде их закрывают за 20—30 минут до подъема детей.

Сразу после дневного сна в помеще­нии спальни с детьми, одетыми в труси­ки и майки (или только в трусики), босиком, проводится комплекс физиче­ских упражнений, включающий дыха­тельные упражнения, а также движе­ния, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболева­ния, должны при температуре воздуха ниже 18 °С быть одеты теплее (рубаш­ка, гольфы).

Закаливание ребенка на открытом воз­духе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.

Прогулка при правильной ее орга­низации (достаточной двигательной ак­тивности детей) является одним из важ­ных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во-первых, соответственно по­годе и сезону; во-вторых, чтобы обеспе­чить ему свободу движений, т. е. одеж­да должна быть относительно легкой и удобной (табл. 3).

 

Таблица 3

Рекомендуемая одежда во время прогулки детей при разной температуре воздуха

Температура

Одежда

от +6 °С до -2 °С

 

 

 

 

—3—8 °С

 

 

—9—15 °С

 

Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготы, рейтузы или комбинезон на тонком утеплителе, куртка или демисезонное пальто (зимнее пальто без трикотажной кофты), легкие сапожки с носками или утепленные сапоги без носок

Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто или утепленный комбинезон, утепленные сапоги, носки.

Белье, платье (рубашка), трикотажная кофта (свитер) колготы, рейтузы (2 пары), зимнее пальто, утепленные сапоги с шерстяными носками.

 

Дети до 4 лет выходят на обыч­ную прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха до —15 °С, ' а 5—7 лет — до —20 °С. При более низких температу­рах и сильном ветре время прогулки сокращается.

 

Хорошим средством закаливания, а также формирования свода стопы явля­ется хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком

по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать хождение нужно в жаркие солнечные дни, посте­пенно увеличивая время с 2 до 10— 12 минут. Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что может продолжаться и в другие сезоны года. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Можно рекомендовать проведение ут­ренней зарядки и физкультурных занятий в зале (с паркетным, пласти­ковым полом или полом, покрытым ков­ром) сначала в носках, а потом боси­ком.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в те­чение всего года. Вообще вся жизнь детей должна быть максимально выне­сена на открытый воздух. Одежда при этом постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются только в труси­ках).

В холодное время года при прове­дении физических упражнений и утрен­ней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить правильный подбор упражнений и рациональную одежду детей (табл. 4). Время пребывания на воздухе следует увеличивать постепенно.

 

Таблица 4

Одежда и обувь для проведения физических упражнений на открытом воздухе в течение года

 

Темпераура

Одежда

Обувь

+ 20 °С и выше

Трусы, майка, носки.

Спортив­ные

тапоч­ки.

+ 15—19 °С

Трусы, майка, носки, тонкий трикотажный спортивный костюм.

Кеды.

+ 10—14 °С

Трусы, майка, носки, тонкий трикотажный спортивный костюм.

Кеды.

+ 3—9 °С

Трусы, майка, шерстяные носки, тренировочный костюм с начесом,

шерстяная шапка на подкладке.

Кеды.

от +2 до —5 °С

Трусы, майка, колготы, шерстяные носки, футболка с длинным рука­вом, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на под­кладке.

Кеды.

—6—11 °С

Трусы, майка, колготы, шерстяные носки, рубашка фланелевая с длин­ным рукавом, тренировочный костюм с начесом, шерстяная шапка на подкладке.

Кеды.

— 11 — 15 °С и ве­тер

Трусы, майка, колготы, рейтузы, шерстяные носки, рубашка фланеле­вая с длинным рукавом, тренировочный костюм с начесом, шерстя­ная шапка на подкладке, варежки, ветровка.

Кеды.

После возвращения в помещение дети раздеваются до трусов, растираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в сухую одежду. Важно, чтобы спортивная одежда детей хорошо просушивалась.

 

В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

При закаливании дошкольников широко используется и вода: это утреннее умывание, растирания, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, игры с водой, под душем, плавание в бассейне и открытых водоемах. Температура воды при этом должна быть различной, в зависимости от цели ее использования (чисто гигиеническое или закаливающее мероприятие) и площади воздействия (общее или местное). При гигиеническом и общем воз­действии вода должна быть относительно теплой, при местных закаливающих воздействиях — прохладной или даже холодной.

Хороший оздоравливающий эффект дает систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Клокочущая вода оказывает массирующее действие на слизистые оболочки полости рта, миндалин, задней стенки глотки. Вода вымывает остатки пищи и слизь (что препятствует раз­множению микробов), улучшает реакцию местной сосудистой сети.

В возрасте 3—4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте 4—5 лет — полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура (дважды в сутки) предупреждает ангину и кариез зубов.

Учитывая недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры от —|—30° до + 16 °С, что рекомендовалось до настоящего времени в методической литера­туре, нами был разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждений новый метод: использование кратко-

временного интенсивного воздействия холодом при местных закаливающих мероприятиях. Под действием кратковременного сильного раздражителя (хо­лодная вода из-под крана) физиологические изменения в организме протекают более благоприятно, чем при слабых и умеренных воздействиях. При этом отмечается стимулирующее воздействие на иммунную систему, улучшается функциональное состояние сердечнососудистой системы. Отмечается также усиление функции терморегуляции, что сопровождается более выраженным снижением температуры кожи под влиянием воздействия и энергичным, за более короткий срок, ее восстановлением.

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении, легко вписывается в режим дня и не требует много времени.

Проводится он следующим образом. Перед дневным сном дети босиком про­ходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависи­мости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого. Однако воспитателю следует поощрять детей, желающих участвовать в данном виде закаливания.

Температура воды изменяется по сезонам года от +13 до +18 °С в теплое и +6 до +10 °С в холодное время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцовокислого калия (розового цвета).

К использованию в режиме дня специальных закаливающих воздействий в виде применения сильного кратковременного холодового раздражителя нужно подходить дифференцированно, т. е. учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, эмоциональный настрой.

Так, не рекомендуется проводить эти закаливающие воздействия детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, органов дыхания и носоглот­ки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.

Отмечена высокая эффективность применения этого метода в системе закаливания детей в дошкольных учреждениях, которая проявилась в сниже­нии острых респираторных заболеваний у детей в 2 раза; в увеличении индекса здоровья, т. е. процента детей, не болевших в течение года, на 30 %; в снижении в 5—7 раз числа часто болеющих детей.

Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание детей будет эффективным только в том случае, если оно проводится постоянно, во все сезоны года, как в дошкольном учреждении, так и дома и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а целый комплекс мероприятий в повседневной жизни.

Длительные перерывы в закаливании (более 2—3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению закаливание нужно проводить осторожно.

Л. ВЕРЕМКОВИЧ, О. ИВАНОВА, И. ЛАШНЕВА,

Г. ТЕРЕНТЬЕВА, Г. ЮРКО,

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,

подростков и молодежи